понедельник, 18 декабря 2017 г.

Был ли Пётр Первый масоном?


Был ли Пётр Первый масоном?

Автор: Редакция. great-east.ru Опубликовано: 27 July 2015

      Заданный в названии вопрос – отнюдь не праздный. От ответа на него зависит начало отсчёта российской истории масонства. Но не только это. Положительный ответ на данный вопрос добавляет ещё один аргумент в пользу гипотезы о глубоких европейских корнях масонства ещё до его легализации в Англии в 1717 году. Напомним, что Пётр правил Россией с 1682 по 1725 год. 

      Масонская принадлежность Петра Первого определяется, в основном, как легенда, существовавшая среди российских масонов с 18 века. Существует целая плеяда авторов, одинаково описывающих эту легенду и аккуратно ссылающихся на своих предшественников. Так, в книге(1) , изданной в 1916 году под редакцией известного исследователя масонства Г. Вернадского, объединены вместе, как единый труд, статьи Александра Николаевича Пыпина, посвящённые истории ордена и напечатанные с 1868 по 1872 годы. По словам автора (А.Н. Пыпин, 1916, с. 88), нет никаких документальных свидетельств о принадлежности Петра к Ордену, но существует две устные версии. По первой версии во время своего первого путешествия за границу в составе русского посольства, как простой офицер, в 1697-98 годах Пётр, будучи в Англии, был посвящён самим Кристофером Реном, архитектором Лондона и автором собора св. Павла. Согласно Пыпину, (а он, в свою очередь ссылается на более ранние источники) масонская ложа, мастером которой был Лефорт, была организована в Москве ещё в девяностые годы. Генерал-аншеф и приближённый Петра, шотландский дворянин Патрик (или Пётр) Гордон был первым, а сам Пётр якобы вторым смотрителем. По второй версии инициация Петра произошла только лишь в 1717 году во время его второй поездки за границу. После приезда он приказал открыть ложу в Кронштадте. В скобках надо сказать, что Александр Пыпин, в отличие от последующих историков, относился к масонству, как культурному казусу. На это справедливо указывал в своей резко критической статье Николай Бердяев(2), считающийся сегодня самым крупным российским философом 20 века.
В статье Александра Семеки "Русское масонство в XVIII веке"(3) , которая издана в 1914 году в сборнике " Масонство в его прошлом и настоящем" , указывается почти дословно первая версия со ссылкой на статью Пыпина 1868 года. (В скобках необходимо отметить, что современные интернет- источники переписывают эту информацию также почти дословно, правда, не утруждая себя какими-либо ссылками).
      Согласно обоим источникам, российские масоны, отдавая должное Петру, как основателю Ордена в Отечестве, на работах в ложах исполняли гимн: "Песнь Петру Великому", - сочинённый Державиным в 1778 году и опубликованный без подписи в "Санкт-Петербургском вестнике". Необходимо, однако, отметить, что в тексте песни, кроме славословия царю, нельзя найти ни одного намёка на его масонскую принадлежность Петра. Достаточно процитировать лишь последний куплет и припев:
О россы, славой лучезарны!
О род героев и собор!
Петру вы будьте благодарны,
Да ввек Петру гремит наш хор!

    Неси на небо гласы, ветр:
    Бессмертен ты, Великий Петр! (4)
      Так, или иначе, но и Пыпин, и Семека и за ними другие датируют рождение масонства в России только лишь 1731 годом.
      И все же, изложенные версии любопытны и достойны внимания исследователя. Прежде всего, необходимо обратиться к наиболее близким к эпохе источникам. Так, Александр Сергеевич Пушкин в своей "Истории Петра" исследовал историю великого царя и, главное, его первое путешествие в Европу подробно, чуть ли не по дням. В тексте – обилие ссылок и прямых цитат из работ историков 18 века. Материалы эти Пушкин собирал с 1832 года до самой смерти в 1837. В части, посвящённой путешествию Петра в 1697-98 годах, имеются подробные данные о встречах Петра с державными особами Европейских государств. Они перемежаются в изложении А.С. с рассказами о его учебе и работе в качестве плотника на верфях и прочее. Вполне в духе сотканного временем и великодержавным шовинизмом образом царя – реформатора. Но никаких намёков масонского содержания. Ну, разве что, - упоминание о графе Шереметьеве, который поехал в Италию и на Мальту вместо Петра, и был посвящён в Мальтийские рыцари, не смотря на его православие и наличие семьи.
Карамзин, Соловьев… - ничего, что заслуживало бы внимания с масонской точки зрения. Казалось бы, можно на этом и ограничиться. Но в поле моего зрения попала статья историка Роберта Коллиса (5) "Вольное каменщичество и оккультизм при дворе Петра Великого", вышедшая в 2006 году в голландском академическом журнале по истории эзотерики и оккультизма "Ариес" или Козерог. В статье обсуждается возможная принадлежность Петра к Ордену, которая основана на двух описанных нами выше устных традициях, но больше всего на анализе сохранившихся в Эрмитаже артефактов и на анализе личностей в ближайшем окружении царя.
       В ходе подготовки предыдущей работы о масонских символах в изобразительном искусстве, мне посчастливилось открыть для себя произведения художников, как первоисточник исторической информации. В частности, когда речь идёт о символах и знаках, размещённых в изображённом сюжете. Это и заставило углубиться в поиск с головой.
       В статье Коллиса, в частности, речь идёт о трёхгранной личной печати Петра, которой он достоверно пользовался с 1714 года, и которая была изготовлена скульптором Ф.-Х. Беккером в1711 или 1712 годах. Коллис даёт фотографию оттиска печати и ссылку на книгу Сапунова и Ухановой "Культура и искусство России XVIII века". Поиск привёл к тому, что данная книга – не целостное произведение, а представляет собой сборник статей. Статья, посвященная рассматриваемому вопросу, написана неким В.Ю. Матвеевым . Поскольку электронного варианта текста найти не удалось, я привожу собранные из разных источников иллюстрации (Рис. 1, 2) и описание печати, данное Матвеевым(6) в другой статье, датированной 2004 годом:
"Вероятно, в 1711-1712 гг. для Петра I была исполнена еще одна трехсторонняя печать, которая по свидетельству лица, видевшего ее, была подвешена к карманным часам царя. На одной стороне печати был представлен государственный герб под тремя коронами; грудной щиток с изображением ездока, знак ордена Андрея Первозванного подвешен к щиту без цепи. На другой стороне: «всевидящее око», под ним рука, выходящая из облаков и держащая корону, по краю надпись: «Dat et Aufert» (Даю и награждаю»). Символ этот носит несомненный благопожелательный характер. Наибольший интерес представляет третья сторона этой печати. На ней изображен сам Петр I с резцом и киянкой в руках, с короной на голове и мантией на плечах. Петр I высекает из камня статую России, представленную в виде женщины со скипетром и державой в руках, короной на голове, в мантии на плечах. Справа (на оттиске) видна часть триумфальной арки в виде двух колонн, слева - корабль в открытом море; в небе плывут облака и помещено изображение «всевидящего ока» с заключенным внутри именем Иеговы; над всей сценой надпись «Adiuvante» (7).
       Матвеев и другие российские исследователи, не владея, по-видимому, знаниями масонской символики, трактуют изображения на трёх гранях печати, как религиозные и национальные символы. Это относится и к треугольнику, излучающему свет с надписью "Иегова", и к колоннам, в которых видят только часть триумфальной арки, и в женской скульптуре, в которой видят символ "матушки России". Масонское толкование третьей грани печати находим у Коллиса(8) :
"На печати царь изображён, с теслом и зубилом в руках и в короне на голове. … Справа близко видны две классические колонны; в небе облако и изображение "всевидящего ока" содержащего написанное на иврите имя божие יהווה, а над ним латинское изречение "Aliuvante". Это означает "С божьей помощью" и символизирует всевышнее санкционированную миссию царя "Царя-Масона" ваяющего свою страну для её великолепия".


Рис. 1. Оттиск третьей стороны личной печати Петра Первого (Collis, 2006: 2) и её графическое воспроизводство (авторство не установлено).

      Интересно отметить, что данная печать стала основой памятной медали, выпущенной в 1721 году(9) . Тогда Россия праздновала установление Нистадского мира после 21 одного года ведения Великой Северной войны против Балтийских стран. В треугольнике всевидящего ока вместо имени "Иегова" появились три цифры "7", масонское значение которых посвящённым не нужно объяснять. К колоннам добавилась арка, напоминающая последующие изображения Храма Соломонова в табеле второго градуса. Две колонны, море и корабль, бывшие фоном на печати 1711 года и сохранённые на медали – это мотивы, которые мы находим также в знаменитой гравюре, открывающей сочинение Френсиса Бэкона 1620 года " Novum organum scientiarum" (Новый инструмент для наук). Сочинение это, как и всю оккультную деятельность Бэкона, связывают с розенкрейцеровским просвещением, которое по широко принятому мнению было одним из важных источников масонства. Корабль, отправляющийся в открытое море, был символом прогресса.



Рис. 2. Оттиск второй стороны личной печати Петра Первого (10). На ней изображена рука, выходящая из облака и держащая корону, над ней "Всевидящее Око" и надпись на латыни: "Dat et Aufert" - "Даю и награждаю"
      То, что эти явно масонские печати относятся к значительно более позднему периоду с 1714 до 1721 года, косвенно работает на вторую версию о том, что, если и стал Пётр масоном, то только после второй поездки по Европе. Но неожиданный факт, ломающий эту версию, находим у русского историка Брикнера(11) , опубликовавшего также в начале XX века в 1908 году иллюстрированную историю Петра Великого. Брикнер пишет: "Оригинальна печать, которою пользовался Пётр во время путешествия. Она изображала его собственный портрет, окружённый всякими инструментами: циркулем, молотком, пилою и т.д. Кругом надпись: "аз бо есьм в чину учимых, и учащих мя требую". (А.Г.Брикнер, 1908, с. 166). На современном русском языке это означает: "Я нахожусь в статусе ученика и ищу себе учителей".

      Как вы думаете, о каком же путешествии идёт речь? Да все о том же первом путешествии в Европу 1697-98 годов, во время которого Пётр, по первой версии якобы, был принят в Орден, и во время которого он уже в реальности путешествовал с печатью, содержащей масонские символы. На печати (Рис. 3) строительные инструменты присутствуют вперемешку со столярными инструментами так же, как в символической гравюре Дюрера "Меланхолия" конца 15 века, считающейся неоспоримо масонской.


Заключение
Трудно заключить однозначно, был ли Пётр масоном. Но, если и был, то, по всей вероятности, был принят в орден ещё до первого путешествия в Европу в конце 17-го века. В таком случае, ложа в Немецкой Слободе должна была уже существовать. Организовать её сразу после возвращения было бы нереально. По данным А.С. Пушкина посольство вернулось в августе1698 года в связи со вторым стрелецким бунтом. Все последующие месяцы Пётр был занят судами и казнями над стрельцами, а начало 1699 года провёл в Воронеже(12) . Он и его окружение были заняты осадой Азова в войне с Турками. В тот же период Лефорт долго болел и умер 1 марта 1699 года в Москве. (По словам Пушкина, Пётр заплакал и сказал: "Я потерял лучшего друга, и в то время, как он более был мне нужен"(13). ). В довершение, второе в "ложе" лицо Пётр Гордон, который по версии был первым смотрителем, умер в ноябре того же 1699 года.
Рассматривая первую версию, необходимо опираться не только на приведенный анализ артефактов, но и, следуя методологии исторического исследования, на анализ социальной среды, в которой Пётр существовал. Всем известен факт его духовного взросления в Немецкой Слободе под влиянием Лефорта и других иностранцев. Лефорт был главой русского посольства, в составе которого Пётр почти инкогнито совершал своё первой путешествие в Европу. И Пушкин, и Брикнер неоднократно указывают, какое почтение Пётр оказывал Лефорту. На одной из ассамблей он ему прислуживал за столом. По приезде из-за границы в Москву в 1698 году он сначала проводил Лефорта домой, а лишь потом вернулся сам в Кремль. Я думаю, если принять первую версию частично, то вполне возможно, что ещё в начале 1690-х годов в Немецкой Слободе уже действовала масонская ложа, куда царь был принят в качестве ученика до поездки. Тогда становится понятным его странное желание выглядеть везде простым плотником, мореходом, учеником артиллерии, демонстрируемое всюду желание учиться и совершенствовать себя. Становятся понятными символика и девиз на первой печати 1697 года, где он объявляет себя учеником. Ко всему, даты смерти Лефорта и Гордона в (1699 год) указывают на то, что если и была ложа, то ещё до первого путешествия в Европу.
Не исключено также, что обе версии верны. Ведь вторая относит начало масонской деятельности Петра к периоду, отстоящему на 15 лет от смерти Лефорта и Гордона. Возможно, второе путешествие и легализация английских лож, придали второе дыхание масонским настроениям царя. Новые люди окружали его.
В 1700-е годы по данным того же Коллиса (Collis, 2006) роль Лефорта и Гордона, как ближайшего духовного окружения Петра занимают четыре фигуры, безусловно связанные с масонством и оккультизмом. Речь идёт о Якове Брюсе, Феофане Прокоповиче, Роберте Эрскине и Семёне Нарышкине. Но о них должна быть написана отдельная работа.


Рис. 3. Печати Петра во время первого путешествия в Европу (А.Г.Брикнер, 1908, с. 201)

Безусловно, моя короткая лекция содержит в конце сплошные вопросы и не претендует на статус законченного исследования. Она лишь приглашение братьям включиться в научный поиск.

Примечания:

1 Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века /под ред. Г. Вернадского. Петроград: Огни, 1916.
 
2 Бердяев Н. По поводу новой книги о масонстве. - Биржевые ведомости. - 16 сент. 1916. - №15813. Воспроизведено по изданию: Бердяев Н. Мутные лики. М.: Канон, 2004. С. 128-131

3 Семека А.В. Русское масонство в XVIII веке: В кн. Масонство в его прошлом и настоящем /под ред. С. Мильгунова. М.: Задруга, 1914, с. 124-174

4 СочиненияДержавина. СПб., 1808. Ч. 1. с. 221-225. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5979

5 Collis, R. (2006) Freemasonry and the occult at the court of Peter the Great. Aries 6: 1-26

6 Матвеев, В. Ю. К истории возникновения и развития сюжета "Петр I, высекающий статую России". В кн. Культура и искусство России XVIII века : новые материалы и исслед. : сб. ст. / Гос. Эрмитаж, [Отд. истории рус. культуры ; науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. С.26-43

7 Матвеев В.Ю. (2004) Эмблематика личных печатей Петра I, Геральдика сегодня http://sovet.geraldika.ru/print/6074

8 Collis, R. (2006: 1-2)/ Перевод с английского мой (Ф.Л.)

9 Collis, R. (2006: 4-5)

10 Козакевич, А. и др. Символы, святыни и награды Российской державы, часть 1, 2004. http://lib.rus.ec/b/119276

11 Брикнер А.Г. Иллюстрированная история Петра Великаго. СпБ.: Изд. П.П.Сойкина, 1908, том 1.

12 Пушкин А.С. История Петра. Подготовительные тексты, ПСС, М.: изд. Академии Наук СССР, 1958, том 9, с. 77

13 Там же.



Комментариев нет:

Отправить комментарий